Материально-техническое обеспечение образовательной организации
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНАЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально-технические
и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ способствуют реализации
основных направлений деятельности ДОУ. В дошкольном учреждении созданы все
условия для полноценного развития детей. Работа всего персонала направлена на
создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников. В
детском саду функционирует кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский
кабинет, прачечная, пищеблок. Детский сад имеет все виды благоустройства:
водопровод, канализацию, централизованное водяное отопление. В детском саду
имеются 3 одноэтажных здания, в двух из которых располагаются пять групповых
ячеек, кладовая и метод кабинет. В третьем здании находится кабинет
заведующего, медицинский кабинет, пищеблок, электорощитовая, прачечная, кабинет
завхоза, склады. Каждая возрастная группа имеет прогулочный участок,
оборудование и оснащение, которое постоянно пополняется в соответствии с
современными требованиями.
Групповые комнаты - 5
медицинский кабинет – 1
методический кабинет - 1
прачечная - 1
пищеблок - 1
игровой участок-5
санузлы - 3
Библиотека
Сведения о наличии библиотеки в ДОУ
Специального
оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не
предусмотрено. Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
-Книги
для воспитателя (методическая и справочная литература),
-
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
-Книги для воспитанников: произведения,
рекомендованные программой
-«От
рождения до школы», сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной
литературы, произведения русских, дагестанских и зарубежных поэтов и писателей.
Методическая
литература размещена по разделам:
«Физическое
развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Продуктивная деятельность»,
«Конструирование»,
«Дошкольная
педагогика»,
«Экологическое
воспитание»,
«Справочная
литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное
место отводится в методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной
направленности:
«Дошкольное
воспитание»,
«Справочник руководителя дошкольного
учреждения»,
«Справочник
старшего воспитателя»
«Ребенок в детском саду»
«Дошкольная педагогика»
«Воспитатель
ДОУ»
Ведется систематический каталог журнальных
статей. В библиотеку детской художественной литературы входят:
Произведения, рекомендованные программой «От
рождения до школы»;
Познавательная
литература;
Литература
для чтения «Читаем сами»;
«Детские
энциклопедии»;
Сборники
сказок, малых фольклорных форм, произведения русских, дагестанских и зарубежных поэтов и писателей.
Вся
детская художественная литература находится в каждой возрастной группе в
оборудованном «Книжном уголке»
Объекты спорта
Сведения
об объектах спорта
Объекты спорта предназначены для проведения
физкультурных занятий, утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста,
развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп.
В ДОУ к объектам спорта относятся: в связи с отсутствием музыкально-физкультурного
зала, занятия по физкультуре проводятся в групповых помещениях, спортивная
площадка, спортивное оборудование групповых участков. Групповые помещения спользуются для проведения занятий физической
культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей
всех возрастных групп. Группы оснащены: мягкими модулями, матами и другим мелким
спортивным оборудованием (мячи, кегли, обручи, скакалки, кубики). На территории
ДОУ имеется спортивная площадка, способствующая полноценному физическому
развитию, укреплению здоровья ребенка и содействию всестороннего развитию его
личности. Есть площадка с травяным покрытием для проведения подвижных игр.
Вокруг спортивной площадки проходит беговая дорожка. Дорожка предназначена для
развития скоростных качеств ребенка, для развития ловкости и координационных
способностей. Для обучения детей прыжкам в длину с места и с разбега на
спортивной площадке предусмотрена яма для прыжков. Яма заполнена песком.
Спортивная площадка оснащена: гимнастической стенкой для упражнений детей в лазании.
Для упражнений в равновесии на
спортивной площадке имеется бум. Каждая возрастная группа детского сада имеет
свою игровую площадку для прогулок. На территории детского сада с помощью
подручных материалов украшены участки для прогулок, чтобы пребывание на участке
всегда радовало ребенка, побуждало к игре, влекло к разнообразной деятельности.
На участке есть оборудование для развития движений (лесенки для лазания, кольца
для игры в мяч и другое). В группах оборудованы физкультурные уголки, где
собрано физкультурно – спортивное оборудование для индивидуальных занятий
детей: скакалки, мячи, атрибуты к подвижным играм.
Средства обучения и воспитания
В ДОУ имеются следующие средства обучения :
·
печатные (учебники и
учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы,
раздаточный материал и т.д.);
·
электронные
образовательные ресурсы ( сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.);
·
аудиовизуальные
(презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы
на цифровых носителях;
·
наглядные плоскостные
(плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
·
демонстрационные
(гербарии, муляжи, макеты, стенды);
·
учебные приборы (компас,
барометр, осадкомер);
·
тренажёры и спортивное
оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды,
мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на
воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства
обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а
также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и
воспитания.
Принципы использования средств обучения:
·
учет возрастных и
психологических особенностей обучающихся;
·
гармоничное использование
разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного,
целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через
визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных
целях;
·
учет дидактических целей
и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
·
сотворчество педагога и
обучающегося;
·
приоритет правил
безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в
детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в
соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических,
материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение
воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение
воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации
как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной
деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и
при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут
использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и
воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая,
продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая,
музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы),
которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне
дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности
ребенка.
Оборудование отвечает
санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и
эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой
возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная
литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Для формирования математических
представлений имеются демонстрационные
и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений
(схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный)
строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего»,
металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы
для составления рассказов, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и
пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели,
игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Чаепитие»,
«Дом», «Больница», «Магазин», «Парекмахерская», «Семья»), для подвижных игр
(маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах имеются дидактические пособия и игры,
познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный
центры (спортивные уголки в группах) , в которых имются: массажные
коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров,
скакалки, кегли, , маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы
соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям центры здоровья и
физкультуры, в котрых имеется различное оборудование:
На участке детского сада оборудована спортивная
площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для
равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая
дорожка, яма для прыжков, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены качелями, столиками для игр и
занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты
цветники.
Коллектив ежегодно облагораживает игровые
площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми
архитектурными формами для активной физической деятельности
воспитанников.
Материалы и пособия, предназначенные детям,
доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для
самореализации.
Условия питания обучающихся в учреждении
Организация питания в МКДОУ «Левашинский детский сад № 2 «Радуга»
осуществляется как за счет средств
родителей (законных представителей), так и за счет
средств бюджета.
Организацию питания детей (получение, хранение и учет
продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке,
создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.)
осуществляют работники Учреждения в соответствии со штатным
расписанием и функциональными обязанностями (завхоз, повара, работники
пищеблока, воспитатели, помощники воспитателей).
Воспитанники Учреждения получают трёхразовое питание,
обеспечивающее растущий организм детей энергией и основными пищевыми
веществами. При организации питания учитываются возрастные физиологические
нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.
При распределении общей калорийности суточного питания
детей, пребывающих в Учреждении 12 часов, используется следующий норматив:
завтрак – 20%; обед - 35%;
полдник (15%) и ужин – 20%. Организован «уплотнённый»
полдник (30-35%) с включением блюд и
полдника, и ужина.
Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с
примерным цикличным двухнедельным меню, разработанным на основе физиологических
потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых среднесуточных
норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 1,5 до 3 лет и для
детей с 3 до 7 лет, утвержденным заведующим Учреждения. При
составлении меню и расчете калорийности
соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров,
углеводов), которое составляет 1:1:4 соответственно.
Приготовление
первых, вторых блюд, салатов, кондитерских изделий осуществляется на основе технологических
карт оформленных в картотеке блюд в соответствии с десятидневным меню.
Ежедневно в меню включаются: молоко, мясо, картофель, овощи, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло,
сахар, соль. Остальные продукты (творог, яйцо и другие) – 2-3 раза в неделю.
При отсутствии, каких либо продуктов, в целях полноценного
сбалансированного питания, производится замена на равноценные по составу
продукты в соответствии с утвержденной СанПиН 2.4.1.3049-13 таблицей замены
продуктов по белкам и углеводам.
На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется
меню - требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей
разного возраста, которое утверждается заведующим Учреждения.
В целях профилактики гиповитаминозов в Учреждении проводится
круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов
вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед
выдачей.
Выдача пищи на группы осуществляется строго по
утвержденному графику только после проведения приемочного контроля
бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в «Журнале бракеража
готовой кулинарной продукции».
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их
хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в
соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для
хранения продуктов оборудованы приборами
для измерения температуры воздуха, холодильным оборудованием с контрольными термометрами.
Устройство, оборудование и содержание пищеблока
Учреждения соответствует санитарным правилам к организациям
общественного питания. Всё технологическое и холодильное оборудование в рабочем состоянии.
Для приготовления пищи используется
электрооборудование, электрическая плита. В помещении пищеблока
проводится ежедневная влажная уборка,
генеральная уборка по утвержденному
графику.
Условия охраны здоровья обучающихся
МКДОУ «Левашинский детский
сад № 2 «Радуга» выполняет требования к
образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся в соответствии
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.12.2010 N 2106, ФГОС дошкольного образования в образовательной области
«физическое развитие».
Целостность системы формирования
культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся воспитанников, преемственность и непрерывность
обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях,
уровнях образования в ДОУ
представлена в Образовательной программе МКДОУ «Левашинский
детский сад № 2 «Радуга».
В
инфраструктуру ДОУ по условиям здоровьесбережения
обучающихся включается:
-
100% обеспеченность ДОУ
педагогическими работниками и
обслуживающим персоналом;
-
соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, оборудования (для водоснабжения, канализации,
вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил;
-
требованиям пожарной безопасности;
-
требованиям безопасности дорожного движения;
-
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, для хранения
и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных правил;
-
оснащение групповых комнат, необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями
санитарных правил для освоения основных и дополнительных образовательных
программ;
-
включение в инвариантную часть Образовательной программы ДОУ разделов по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни;
-
соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного
процесса (объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных
программ, время на игровую деятельность, время
прогулок, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной
активности), в том числе при введении в образовательный процесс педагогических
инноваций;
- организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой
работы
в ДОУ включает организацию упражнений по
профилактике плоскостопия обучающихся; выполнение комплекса физкультминуток для снижения нервно-эмоционального
напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии; соблюдение
режима дня в соответствии с требованиями
санитарных правил;
- организация системы просветительской и
методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам
здорового и безопасного образа жизни.
- проведение
ежегодного мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся воспитанников, динамики показателей здоровья
обучающихся воспитанников, травматизма в ДОУ, в том числе дорожно-транспортного
травматизма, показателя количества пропусков
по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся
воспитанников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и
административного управления — 2 ноутбука, оба имеют выход в Интернет.
В свободное от деятельности
с детьми время каждый педагог ДОУ может воспользоваться техническими и сетевыми
ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы
повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через
призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем
инструментом, который позволяет:
- повысить эффективность
образовательного процесса, так как: включение в образовательную
деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного
материала) повышает ее наглядность;
- использование цифровых
образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать
изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее
предпочтительном для него темпе;
- сетевые возможности компьютера
позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового
помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем
или родителями.
В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором
располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях;
об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических
работниках.
На сайте ДОУ размещаются
важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный
отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.
ДОУ имеет доступ
к сети Интернет.
Координация и
информационно – методическое обеспечение осуществляется заместителем заведующей
ДОУ.
Интернет – представительство
(сайт) Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Левашинский
детский сад №2 «Радуга» – это официальный сайт образовательного учреждения, в
сети интернет по адресу: https://levrad.tvoysadik.ru/sveden/objects
Аудитория сайта: педагоги, родители,
дошкольники, социальные партнеры, органы управления образования района и республики.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В
ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, самостоятельный доступ к которым
обеспечивается обучающимся.
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные
образовательные ресурсы:
http://www.standart.edu.ru/ - ФГОС -
нормативная база, повышение квалификации
http://www.edu.ru/ -
Российское образование
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm -
Всё для детского сада
http://detsad-kitty.ru/ - ДетСад – стихи для
детей и взрослых
http://www.detskiysad.ru/ - Детский сад. ру -
познавательные статьи
http://1september.ru/ -
1 Сентября
http://pedlib.ru/ -
Педагогическая библиотека
http://dob.1september.ru/ - журнал
«Дошкольное образование»
http://vospitatel.com.ua/ - сайт
«Воспитатель»
http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
http://www.schoolforbaby.ru/ - загадки,
сценарии, праздники
http://playroom.com.ru/ -
материалы для организации детского досуга
http://www.solnet.ee/ -
портал «Солнышко»
http://www.i-gnom.ru/ -
«Гномик» - информация о познавательном развитии дошкольника
http://viki.rdf.ru/ -
Детские электронные презентации и книги
http://sibmama.ru/ -
Презентации для детей
http://tmntpk.ucoz.ru/ - Презентации для
дошкольников
http://900igr.net/ -
игры и презентации для детей
и
др.